Откуда вылет
Откуда вылет?
Выберите страну и курорт
Найдите нужную страну
Найдите нужный курорт
Когда вылет?
Выберите период путешествия
1
— доступные для вылета даты
1
— не участвуют в поиске
На сколько?
На сколько ночей?
от
- +
до
- +
Кто едет?
Укажите количество взрослых и детей
Взрослые
Дети
15.01.2018

Альпы. Эра туризма

И происходили эти изменения на протяжении всего XIX столетия..

Сначала разберемся с политикой: в 1815 году Венский конгресс возвестил об окончании наполеоновских войн и провозгласил эпоху мира и покоя в Европе. Посещение континента вдруг сделалось намного безопасней; вдобавок поездки вошли в моду, вслед за поэтическими излияниями знаменитостей-путешественников, таких как Шелли и Байрон. Английские путешественники толпами повалили в незнакомые доселе Альпы, а миниатюрные стихотворные томики, вдохновляющие их на поездку, заняли свое место в грудах багажа.

Туристы очень скоро обнаружили, что условия этих путешествий зачастую весьма далеки от комфорта. В 1830 году из Женевы в Шамони трижды в неделю ходил дилижанс, и дорога между двумя городами занимала 18 тряских часов, кроме того, были участки, где приходилось пересаживаться на лошадь, мула или в кресло, которое несли носильщики. Однако ровно через 60 лет, на исходе XIX века, время в пути сократилось до 11 часов, и прибытие дилижанса к зданию почты в Шамони становилось центральным событием дня на французском курорте.
В 1901 году дилижансу был нанесен смертельный удар. В истории транспорта его ждал мусорный ящик: в том году Шамони испытал на себе последствия технической - или, точнее, транспортной - революции, сыгравшей также громадную роль в увеличении потока туристов в Альпы. Именно в том году в Шамони пришла железная дорога, связавшая французский курорт с растущей сетью рельсовых путей, что с 1850-х годов повсеместно опутывала Европу. Фактически к тому времени Альпы уже три десятилетия не были препятствием для поездов, которые, перевозя туристов, проходили как под горами, так и почти вровень с высочайшими горными пиками, а отдельные участки железной дороги представляли собой чудеса инженерного и строительного искусства (и нередко по праву привлекали особое внимание туристов). Так занималась заря нового века, и величайшей технической революции XIX столетия суждено было в скором времени навсегда изменить Альпы.

Транспортное сообщение стало проще, и в Альпы начали приезжать все больше - в особенности люди неподходящего сорта. И это уже не Мэри Шелли сокрушалась о новой породе туристов, вульгарной и развязной. В 1833 году художник Уильям Брокдон услышал в швейцарском ресторане говор кокни и в своей книге «Дневники поездки в Альпы» отметил, что он «не мог поверить, что подобная вульгарность сумела добраться до Большого Сен-Бернара... Я не представлял себе, что претенциозные замашки Уоппинга когда-нибудь встретятся мне так далеко от Темзы». Напечатанная в «Блэквудз мэгэзин» в 1848 году статья горько и язвительно описывала феномен современного ей массового туризма, который «испортил всякое разумное путешествие; он противен логике и любопытству. Ученого, философа и отважного исследователя он отвращает от всего, что втоптано в грязь копытами странствующего племени двуногих, которым стоило бы порадоваться, если бы им удалось обменяться мозгами с животными, на которых они едут верхом».

Но каждый год несметные орды туристов во все возрастающем количестве наезжали в Альпы, вытаптывая места, которые прежняя порода путешественников, более возвышенных духом, полагала по праву предназначенными для уединенного удовольствия. Новые железные дороги и регулярное пароходное сообщение через Атлантику лишь ухудшили ситуацию. В майском выпуске «Патнэмз мэгэзин» 1868 года отмечалось: «Если когда-нибудь будет написана социальная история мира, то эпоху, в которую мы живем, назовут кочевым периодом. С открытием океанского парового судоходства и развитием железнодорожной системы возникла страсть к путешествиям, которая постепенно разгоралась, пока половина населения земного шара, или, по меньшей мере, ее приобщенная к благам цивилизации часть, не оказалась в пути».

Альпы в особенности полюбились американцам среднего класса, которые в огромном количестве приезжали сюда, желая окунуться в древнюю культуру, породившую их новую и наращивающую свою мощь страну. На американского прозаика Генри Джеймса, до конца своей жизни прожившего в Европе, например, соотечественники произвели не самое приятное впечатление. В «Американцах за границей» он с презрением отзывался об «очень значительной доле американцев, которые ежегодно рассеиваются по всей Европе и никоим образом не льстят национальному тщеславию... они плохо сложены, дурно воспитаны, дурно одеты».

Определяющую, ключевую роль в открытии красот Альп этим «странствующим двуногим» сыграл Томас Кук, выдающийся предприниматель, чье имя по-прежнему неразрывно связано с организованным туризмом. В 10 лет он бросил школу и стал учеником садовника неподалеку от своего дома в Лестере. Его воспитывали в баптистской вере, и, когда он вырос, миссионерский пыл подал ему идею организовывать поездки и каникулы для тех, кто отклонился от пути добродетели, чтобы они вновь вернулись на стезю воздержанности, умеренности и моральных ограничений. Путешествие «снабжает ум пищей для размышлений, - писал Кук; - помогает вырвать людей из трясины и скверны старых гнусных обычаев... ускоряет движение к миру, добродетели и любви».

В 1845 году первая группа тех, кого Кук называл «экскурсантами», покинула Лестер и отправилась на отдых в английский Озерный край; на следующий год еще одна группа съездила в Шотландию. В 1855 году впервые группа экскурсантов предприняла поездку через Англию, а летом 1863 года последовали первые экскурсии в Альпы. В маршрут этой новой породы организованных туристов входили районы Монблана и Юнгфрауйох. На протяжении следующего десятилетия, благодаря разрастанию железнодорожной сети, список мест, доступных туристам Кука, рос как на дрожжах, и в него вошли Оберкаммергау и Санкт-Мориц. Разумеется, не обошлось без ворчания «старой гвардии». В 1872 году египтолог Амелия Эдвардс отправилась в путешествие в одиночку, выбрав маршрут в стороне от проторенных путей в Доломитовых Альпах, она умышленно терпела тяготы и лишения, поскольку не желала сносить «набивших оскомину видов, переполненных отелей... и наплыва куковских туристов».

Альпинист и критик Лесли Стивен также с презрением отзывался об организованных туристах. В «Игровой площадке Европы» он писал, что куковского туриста отличают «абсолютная неспособность прожить без “Таймс”... [и] глубоко укоренившееся убеждение, будто иностранцы, как правило, состоят в тайном обществе, имеющем целью вымогать деньги обманным путем. Причина, по которой он отправился в путешествие, окутана тайной...». Но Томас Кук, несомненно, сделал значительный шаг вперед по пути преобразования всего европейского, а позже и мирового туризма.

Уникальная красота Альп и в наши дни привлекает туристов со всего света, которые иногда специально отклоняются от выверенного и протоптанного маршрута, чтобы испытать особое наслаждение - побыть некоторое время наедине с природой.
Хотите стать автором нашего блога? Пишите и зарабатывайте скидки!
Показать фильтр
Куда поехать?
Куда поехать?

Что посмотреть в Венеции

Первой и основной красотой Венеции является, конечно же, Гранд-канал. Про водные улицы Венеции слышал каждый.

Путешествие по Испании с очаровательной Яниной

01.06.2017 Испанская авиакомпания Vueling Airlines совершила первый вылет в этом сезоне на средиземное побережье Испании, аэропорт прилета Барселона. И наша Янина отправилась в увлекательное путешествие.


Куба как она есть глазами нашей Ольги Смирновой

О том, насколько обманчиво первое впечатление об Острове Свободы и почему обязательно нужно покататься на кабриолете!

Восхитительная Австрия

Восхитительная Австрия славится своими прекрасными горнолыжными курортами, незабываемыми альпийскими пейзажами, популярными мюзиклами, разнообразными музеями и своеобразной архитектурой.